суббота, 7 января 2012 г.

Интервью с Фредериком Пиньоном



Фредерик Пиньон:

Жизнь лошади должна быть простой и счастливой!


Фредерик Пиньон – незаурядный человек и необычный конник. Он считает, что лишь настоящая дружба способна поднять отношения человека и лошади на самый высокий уровень, и искренне верит, что достичь таких отношений может каждый!



В вопросе мотивации лошади Фредерику практически нет равных. Его лошади хотят быть с ним, в любой ситуации, что бы ни происходило вокруг: это очевидно. Что нужно делать и чего следует избегать, чтобы достичь таких отношений? Достаточно ли одной любви к лошади или за идеальной гармонией стоит что-то ещё? Во время наших встреч Фредерик с удовольствием ответил на наши многочисленные вопросы.


Скажите, что нужно для того, чтобы прийти к таким замечательным отношениям с лошадьми?

Здесь нет никакого волшебства. Вернее, самое больше волшебство – это дружба. И ещё нужно много времени. Дружба и отношения – это то, что создаётся только со временем. При этом невозможно «научиться дружить». Можно научиться играть в футбол, потому что это определённая техника. Но нет никакой методичной «техники» для построения отношений. Здесь на первый план выходят ощущения и чувства. То есть всё это время вам нужно любить вашу лошадь, заботиться о ней, уважать её.
Трудность состоит в том, чтобы на своём пути остаться верным себе. Искушения встречаются часто. Например, вы учите свою лошадь пиаффе. Вы не хотите давить на лошадь, не хотите обращаться с ней грубо. Но ваш сосед добивается от лошади экспрессивного пиаффе силовыми методами. А у вас пиаффе не столь выразительно. И в такой момент для вас главное – не поддаться искушению форсировать процесс.
Я никогда не форсирую обучение своих лошадей. Ни во время тренировок, ни во время шоу. Тем более во время шоу! Я не стану заставлять лошадь что-то делать, если она не хочет. И лошади со мной не потому, что я их заставляю, а потому что они хотят быть со мной.


«Трудность состоит в том, чтобы остаться верным своим принципам и не поддаться искушению форсировать процесс».
Фредерик Пиньон

Но как быть, если у лошади нет настроения что-то делать, а на вас смотрят тысячи зрителей? Ваши выступления всегда проходят гладко. Ваши лошади всегда хотят работать или есть методы заставить лошадь что-то делать, даже если она не очень хочет? И как не испортить при этом отношения?

На шоу я постоянно импровизирую. Программа более или менее известна, но каждый раз всё получается немного по-разному, в зависимости от того, что сегодня лошади могут сделать лучше. Если моя лошадь не хочет чего-то делать, я попытаюсь понять, в чём проблема. Если она не делает подъём на дыбы, возможно, она устала и ей тяжело. Я никогда не прошу лошадей делать что-то энергичное, если вижу их усталость. Если лошади не хотят ложиться, возможно, земля слишком холодная или мокрая. И я их понимаю. Иногда я очень прошу лошадь что-то сделать, потому что «тут семь тысяч зрителей собрались посмотреть и заплатили за билет». Но даже тогда не давлю сильно. И если лошадь всё же делает, что мне нужно, она сразу получает свободу. Иногда лошадь не хочет что-то делать оттого, что не чувствует себя хорошо. Я никогда не заставляю их, не давлю на них, не требую, если они этого не хотят. Я просто жду момента, когда они сами захотят что-то сделать. Кстати, при таком подходе лошади часто дают тебе нечто большее, чем ты просишь.



«Я не считаю, что если лошадь что-то не делает, то она меня не уважает».
Фредерик Пиньон

То есть, лошади придумывают что-то новое сами?

Да. Взять, к примеру, Ланселота, серого жеребца. Он очень забавный и иногда придумывает что-то сам. В начале нашего с ним номера мы выходим на сцену, и он валяется. Он сам придумал это и делает это, только когда на сцене я. Если его выпустит другой человек, он не станет валяться. Со мной он гораздо более уверен в себе, даже несмотря на присутствие большого количества людей и шум. И он совершает это действие каждый раз. Если меня на сцене нет, то он обязательно ждёт меня и только потом валяется. Это словно некая магическая связь между нами. Я никогда не заставлял его делать это. Точно так же я никогда не заставляю его подниматься на дыбы. Я просто знаю, в какой момент он сам собирается это сделать. Это игра между нами.

А бывают ли недопонимания?

Я человек и иногда делаю ошибки. Например, Фебюс, один из моих фризов, – жеребец с очень сильным характером. Но при этом очень чувствительный. Порой, если я касаюсь его хлыстом лишь чуть сильнее, чем нужно, – он берёт и уходит. Один раз на выступлении он вдруг начал давить меня плечом, и я оказал давление в ответ. Но потом понял, что он был не виноват, так как с другой стороны стоял его брат и давил на него. Поэтому моё ответное давление ему явно не понравилось. Он убежал. Посередине манежа стояла высокая узкая тумба. Он убежал за эту тумбу и выглянул из-за неё, всем видом показывая «Я не хочу идти к тебе обратно». И я понял, что был к нему несправедлив, что это была моя ошибка. Самое важное в таких ситуациях – уметь извиняться перед лошадью, дать ей понять, что вы были неправы. При таком подходе вы, может быть, не достигнете вершин технического мастерства, однако будете точно уверены в том, что ваши лошади счастливы и им приятно находиться рядом с вами, и они вас любят. И я хочу продолжать в том же духе.

Многие тренеры, даже приверженцы мягких методик, уверены, что если лошадь отказывается что-то для вас делать, это может быть проявлением неуважения и отсутствия внимания к человеку, и в таких случаях нужно напоминать лошади, кто тут «главный». Как у вас обстоят дела с уважением лошади к человеку?

Для меня уважение лошади ко мне – это примерно как уважение ребёнка к отцу. Мне не нужно безоговорочное подчинение. Хороший отец никогда не станет требовать этого от ребёнка. Он даёт ему определенную свободу. Но, как учитель, он ответственен за воспитание, его задача – полноценно развить ученика. Таким учеником у нас был Темпладо. Для меня воспитание лошади означает и её умственное развитие. И Темпладо был одним из умнейших коней, которых я когда-либо знал. И это во многом благодаря той жизни, которую он вёл, той системе, по которой воспитывался. Он участвовал в шоу. И когда он хотел что-то делать – он делал, когда не хотел – в этом не было ничего страшного.
Вообще, размышляя об «уважении», нужно чётко понимать, что мы имеем в виду. Я не считаю, что если лошадь что-то не делает, то она меня не уважает. И если вы лишь подчиняете лошадь своей воле, я не думаю, что она при этом испытывает к вам уважение. Она скорее испытывает страх. Уважать же вас по-настоящему лошадь будет, лишь если вы её понимаете и можете дать ей всё то, что ей нужно.




«Я не заставляю лошадей быть со мной. Они рядом, потому что хотят быть со мной».
Фредерик Пиньон

Но как научиться понимать лошадь?

Для этого лучше всего использовать свои чувства и интуицию. И мне кажется, женщины способны к этому гораздо лучше мужчин. Они более чувствительны. Поэтому у женщин часто складываются особые отношения с лошадьми. Может быть, потому что женщины часто воспринимают лошадь, как своего ребёнка. Разумеется, лошадь всё равно остаётся лошадью. Конечно, она может быть опасной. И конечно, нужно её воспитывать.

Что значит в вашем понимании «воспитать лошадь»?

Мы должны быть для лошади авторитетом. Это особенно важно в отношении жеребцов. И я знаю, что являюсь авторитетом для моих жеребцов. Вы должны любить лошадь. Но также должны иметь на неё какое-то влияние, быть для неё авторитетом. И эти две вещи должны присутствовать в ваших отношениях одновременно. Вы должны иметь влияние – потому что лошадь может быть опасной. Ваше влияние – это возможность сказать «стоп» или «нет». Что-то подобное качеству, которым обладает главная лошадь в табуне, которая может отодвинуть других лошадей со своего пути или остановить их игру или драку. Я могу ощутимо щёлкнуть жеребцов хлыстом только в том случае, когда они собираются подраться. Это способ очень твёрдо сказать им «нет». С похожей твёрдостью, например, отец говорил нам «нет», когда мы с братьями начинали драться. Его реакция была однозначна. Но при этом он, например, никогда не заставлял меня подобным образом идти в школу. Если я что-то не хотел делать, он начинал разговаривать со мной, спрашивать, почему я не хочу туда идти и что мне не нравится. То есть, пытался меня понять. С лошадьми следует поступать точно так же.


«Если вы не можете справиться с собственным стрессом и напряжённостью, – вы не сможете контролировать напряжённость лошадей».
Фредерик Пиньон


Всё это важно в плане психологического воспитания. А как насчёт физической подготовки? Часто проблемы начинаются при предъявлении лошади серьёзных физических требований, например, при верховой езде.

Если ездить верхом, нужно сперва позаботиться о том, чтобы у лошади были хорошо развиты мышцы, их нужно укрепить, чтобы они смогли нести ваш вес. Я езжу не слишком много, и со своими верховыми лошадьми могу заниматься верхом минут 30-45. Если дольше, мне кажется, это будет слишком скучно для лошади.
И в этом вопросе очень важно расслабление. Если лошадь работает под верхом зажатая, то ей такая работа не пойдёт на пользу. Гораздо лучше работать меньше, но в расслабленной рамке, и делать много работы на расслабление.
Я вообще очень много времени трачу на то, чтобы расслабить лошадь. Использую при этом различные техники, например, технику Линды Теллингтон-Джонс. Очень часто на моих занятиях я не делаю ничего особенного. Мы можем заниматься полчаса, и половину этого времени мы просто стоим рядом, я чешу лошади спину, холку, позволяю ей расслабиться. Я трачу на это много времени. Мы также можем играть, и тогда лошадь бегает, встаёт на дыбы. Это всё то, от чего лошадь получает удовольствие, радость.
Даже когда мы ездим верхом, мы можем заниматься около 20 минут, а затем идём с ней пастись и просто гулять. Всё это создаёт спокойную и мирную атмосферу. Жизнь лошади должна быть простой и счастливой. И мы, люди, должны создать им такую жизнь. Я думаю, это наша ответственность.
Кстати, работу на расслабление нужно вести и с собой. Лошади отлично чувствуют вашу напряжённость. Поэтому если вы не можете справиться с собственным стрессом и напряжённостью, – вы не сможете контролировать напряжённость лошадей.



«Мы должны быть для лошади авторитетом. Это особенно важно в отношении жеребцов».
Фредерик Пиньон

Как вы решаете проблему со стрессом на выступлениях?

Когда лошади нервничают, например, от музыки и шума, – мне нужно быть очень спокойным и расслабленным. Тогда я создаю вокруг себя и них некий островок безопасности. И лошади стремятся ко мне. Однажды я репетировал какой-то номер в нашем тентовом манеже «Кавалии», когда налетел жуткий ураган. Ветер был очень сильный, и тент ходил ходуном. Лошади были очень напуганы. Но они не убежали с манежа, а прибежали ко мне. Так же дети могли бы прибежать к отцу с просьбой: «Папа, сделай что-нибудь!». Было очень интересно наблюдать такую реакцию. Если они считают вас кем-то, кто может их защитить, – это очень хорошо.

А используете ли вы для поощрения лошадей лакомства?

Я не слишком использую лакомства. Моя работа в целом построена на положительном подкреплении и на создании положительной обстановки для лошади. Иногда лакомства помогают создать положительную обстановку. Если лошадь немного напряжена, вы можете дать ей что-то съесть, если это её немного успокоит. Это может помочь, однако это не то, ради чего лошадь остаётся со мной и что-то делает.

А что скажете про очень известный сейчас метод «кликера»?

Может быть, он и эффективен. Но для меня использовать его – всё равно что признать, что лошадь недостаточно умна, чтобы научиться чему-то иным способом. Я видел, как с помощью этого метода люди добивались хороших результатов. Но их лошади были похожи на «машину». Может быть, я ошибаюсь на этот счёт, но это всего лишь мои ощущения. И для меня это не то же самое, что создать хорошие отношения с лошадью. Это лишь один из способов обучения. Существуют тысячи способов обучения. Но мне кажется, это несколько поверхностный способ. Возможно, он очень хорош, если использовать его, когда у вас с лошадью уже установлены хорошие отношения. Но мне не кажется полезным добиваться с его помощью поверхностных результатов, если на самом деле с лошадью не построены настоящие отношения.


«Работать «мягкими методами» можно с любыми лошадьми. Потому что вся наша работа основана на уважении, на отношениях с лошадью»
Фредерик Пиньон

Значит, вы сторонник большей свободы в воспитании лошади?

Мне не нравится, когда всё загнано в жёсткие рамки. Мой брат Жан-Франсуа, напротив, любит, когда всё чётко и одинаково. Например, он хочет, чтобы его кобылы делали чётко это или то. Или если он их усаживает, то непременно усадит всех. Возможно, для него это допустимо, потому что он работает с кобылами. У кобыл всё немного по-другому. Для них типично следовать в группе за лидером. И если они убеждаются в том, что этот лидер хорош и может защитить их от всего, – они пойдут за ним. Я думаю, мой брат стал для них таким лидером, и поэтому может требовать от них несколько больше. С меринами всё уже немного по-другому. Например, у Лоренцо в новом номере задействованы кобылы и четыре мерина. И если вы внимательно понаблюдаете, то увидите, что мерины реагируют на команды и ведут себя совсем не так как кобылы. Кобылам достаточно указать, где они должны быть и что делать. С меринами это проходит уже несколько сложнее. А с жеребцами всё ещё труднее. Может быть, поэтому в мире с жеребцами в таком стиле работает так мало людей. Потому что это очень трудно. Но работать «мягкими методами» можно с любыми лошадьми. Потому что вся наша работа основана на уважении, на отношениях с лошадью. Лошадь может быть свободной. Но если вы пытаетесь добиться результата на свободе любыми подвернувшимися средствами – это опасно. Нельзя демонстрировать что-то хорошее и доброе, используя для достижения этого дурные методы. Это очень важно. Не только результат, но и путь, которым шли к этому результату, должен быть хорошим.


Текст и фото Антонины Шевченко


Внимание: все материалы/статьи (включая любые текстовые и графические элементы), размещенные в данном блоге, являются результатом труда и собственностью создателей блога. Копирование, в том числе частичное, запрещено. Нарушение авторских прав контролируется и преследуется по закону.





2 комментария:

  1. Огромное спасибо за возможность черпнуть опыта этого замечательного человека!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересно! Спасибо!

    ОтветитьУдалить